Пишіть нам:
Ця адреса електронної пошти приховується від різних спамерських та пошукових роботів. Щоб побачити її потрібно активувати java-script.

Україна, 04050, м. Київ
вул. М.Пимоненка, 13,
Бізнес-центр "ФОРУМ",
корпус 8

/+380 44/
584-24-15
/+380 44/
332-35-51
/+380 67/
504-33-29

 

 

 

 

 

.

 

  

..........................................
 

 
   

 
   
..........................................
 
 

 

НОВИНИ

 

………………………………………………

 

 Дисконтна програма

………………………………………………

 

 ПРЕЗЕНТАЦІЇ

 

Типові помилки директора та головного бухгалтера на допиті при розслідуванні податкових злочинів (pdf)

………………………………………………

 

Відмова свідка від давання показань (pdf)

………………………………………………

 

Судові спори з податківцями (pdf)

………………………………………………

 

Податкові перевірки (pdf)

………………………………………………

 

Адміністративний арешт активів підприємства (pdf)

………………………………………………

 

Затримання за новим КПК (pdf)

 

            
 

26.01.2012 Правовая эстафета

Налоговая горячка

Пальму первенства по важности среди правовых новшеств 2012 года несут изменения налогового законодательства. Так, с 1 января 2012 года вступает в силу ряд важных положений Налогового кодекса Украины, которые будут иметь влияние на налоговые аспекты деятельности большинства субъектов хозяйствования в Украине.

В частности, уменьшается ставка налога на прибыль, которая, начиная с 1 января 2012 года, составит 21%, что должно позитивно сказаться на всех предприятиях, работающих на общей системе налогообложения. «Вместе с тем параллельно НК Украины существенно ограничил виды расходов, которые можно отнести на уменьшение базы налогообложения данным налогом, тем самым нивелировав позитивный эффект от уменьшения ставки к 21%», - отмечает партнер АО «Arzinger» Павел Ходаковский.

Второе нововведение, вступившее в силу с 1 января 2012 года, коснется всех без исключения плательщиков НДС, которые будут вынуждены регистрировать налоговые накладные в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН) в случае, если сумма НДС в одной налоговой накладной составит более 10 000 гривен. «Безусловно, это создаст дополнительные проблемы, поскольку регистрации налоговой накладной будет требовать большинство НДС-операций, что повлечет за собой увеличение соответствующих административных расходов субъектов хозяйствования. Кроме того, из-за высокой вероятности технических ошибок, можно прогнозировать рост споров с налоговыми органами», - комментирует Павел Ходаковский. В этой связи, по его словам, плательщикам НДС рекомендуется быть особенно внимательными не только в части оформления налоговых накладных, но также проверять правильность ввода данных в ЕРНН своими контрагентами.

Кроме того, еще одни изменения коснутся введения упрощенной системы налогообложения для физлиц-предпринимателей и юрлиц в ее новом обличии. По словам юристов, часть нововведений выглядит достаточно привлекательно. Использовать упрощенную систему смогут и физлица-предприниматели, и юридические лица. Повышены уровни  максимально допустимого дохода для использования упрощенной системы, в два раза снижены процентные ставки единого налога для плательщиков с самым высоким допустимым доходом, которые, более того, смогут работать с юрлицами на общей системе налогообложения. При этом, юрлицам на общей системе налогообложения теперь разрешено относить расходы по операциям с «единщиками» в состав налоговых расходов. «Однако, складывается впечатление, что упрощенная система в ее новом обличии гораздо более выгодна как раз не представителям малого предпринимательства, поскольку максимальные ограничения при выборе вида деятельности введены как раз для физлиц, использующих фиксированные ставки. При этом не важно, планирует ли физлицо получить 200 тыс. грн. дохода или 3 млн.грн., но для возможности оказания любого рода услуг юрлицу по общей системе оно вынуждено будет выбрать уплату единого налоги по ставке 5% с дохода или 3% + НДС», - комментирует Павел Ходаковский.

 Также конец 2011 года ознаменовался принятием Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно стимулирования инвестиций в отечественную экономику», который вступает в силу в Новом году. «Несмотря на свое громкое название, закон мало что меняет в данном вопросе, - отмечает Павел Ходаковский. - Достаточно сложно увидеть какое-то особенное стимулирование инвестиционной деятельности в нескольких нововведениях, регулирующих налоговые аспекты передачи государственных и коммунальных предприятий в аренду или концессию, и налогообложение выплаты дивидендов предприятиями, освобожденными от уплаты налога на прибыль».

Финансовые вариации

Финансовый сектор также ожидает ряд законодательных изменений, которые касаются, в частности, подготовки годовой отчетности, порядка выпуска облигаций, а также валютного и финансового регулирования.

Так, с 1 января 2012 года значительные изменения в сфере финансового регулирования привносит закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно регулирования рынков финансовых услуг». «Несмотря на ряд спорных положений, в целом закон должен способствовать усилению защиты интересов потребителей финансовых услуг. Однако, поскольку данный закон предусматривает ряд дополнительных требований, он тем самым усложнит жизнь участникам рынка, предоставляющим финансовые услуги», - комментирует партнер ЮФ «Авеллум Партнерс» Глеб Бондарь. Кроме того, ряд положений закона являются неоднозначными. «В частности, в соответствии с перечнем информации для согласования приобретения существенного участия должна предоставляться «оценка способности заявителя в будущем предоставлять в случае необходимости дополнительную финансовую поддержку финансовому учреждению». При этом закон умалчивает, как должна оцениваться такая способность заявителя предоставить такую поддержку», - отмечает Глеб Бондарь. В случае же предоставления неполной информации уполномоченный орган будет иметь основание для отказа в предоставлении такого согласования. Таким образом, чтобы не «набивать шишки» непосредственно в процессе согласования, участники рынка могут обратиться с предварительным запросом к регулятору, с просьбой разъяснить его позицию по данному и другим неоднозначным вопросам.

Также, согласно изменениям в закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» с 1 января публичные акционерные общества, банки, а также страховые компании обязаны составлять финансовую отчетность в соответствие международным стандартам. «Перечень предприятий, которые должны будут работать по международным стандартам, может быть в ближайшее время расширен Кабинетом министров Украины», - отмечает юрист ЮФ «Астерс» Алексей Демьяненко.

Кроме того, с 1 января 2012 года облигации украинских эмитентов могут существовать исключительно в бездокументарной форме, а операции с ними теперь должны осуществляться через хранителя, а не регистратора. «Безусловно, бездокументальная форма выпуска облигаций облегчает и ускоряет процесс выпуска облигаций», - отмечает юрист ЮФ «Авеллум Партнерс»Тарас Дмуховский.  – Кроме того, Закон предоставил защиту инвесторам, осуществляющим финансирование строительства объектов жилой недвижимости путем приобретения целевых облигаций. В частности, право на эмиссию облигаций, исполнение обязательств по которым осуществляется путем передачи объекта жилищного строительства, имеет лишь юрлицо-заказчик строительства или юрлицо, заключившее договор участия в строительстве жилья с органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которым принадлежит земля».

Еще одно важное изменение – отмена режима индивидуального лицензирования для расчетов в украинской гривне по внешнеэкономическим контрактам. Соответствующий закон был принят Верховным Советом Украины 20 декабря 2011 года и на данный момент находится на подписании у Президента. «Представляется, что конечная цель данных изменений – ограничить отток "дефицитной" иностранной валюты с территории Украины и, таким образом, поддержать платежный баланс, - отмечает Алексей Демьяненко. - Однако это может не иметь эффекта, поскольку гривна более подвержена колебаниям, чем доллар или евро, и нерезидентам будет сложнее реализовать ее на своем внутреннем рынке». В таком случае, по словам юриста, рекомендательным способом реализовать гривну будет ее возврат на территорию Украины.

Защита персональных данных

1 января также ознаменовалось вступлением в силу еще одного закона, которым усиливается ответственность за нарушение законодательства о защите персональных данных. Так, устанавливается уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни, а также  вводится административная ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты персональных данных и за невыполнение требований должностных лиц госоргана по вопросам защиты персональных данных. Несмотря на то, что применение закона «О защите персональных данных» вызвало немало жалоб предпринимателей, и правительство получило поручение президента разобраться в проблеме и срочно исправить ситуацию, закон об усилении ответственности все же вступил в силу.

Таким образом, юрлица, которые не зарегистрировали в надлежащем порядке базы персональных данных, или которые обрабатывают персональные данные вопреки требованиям законодательства, будут нести ответственность. При этом, по словам юриста ЮФ ILF Артема Наумова, штраф можно оспорить в суде. Кодекс Украины об административных правонарушениях предусматривает подведомственность дел о нарушении законодательства о защите персональных данных районным, районным в городе, городским и горрайонным судам.

Судопроизводство по новым правилам

Щедрым на изменения стал 2012 год и для судопроизводства. Так, впервые дни Нового года вступает в силу подписанный 27 декабря 2011 года Президентом закон об изменениях в административном производстве. После вступления в силу Закона обращение участвующего в деле лица не подлежит рассмотрению админсудом, если в нем не указано местонахождение такого лица, оно не подписано или невозможно установить его авторство. «Это, в свою очередь, дает основания считать, что данная норма -  еще один формальный повод отказать лицу в рассмотрении его обращения», - комментирует юрист ЮБ «Деревянчук и Партнеры» Антонина Загура. Таким образом, рекомендательным будет указание всех данных, включая индекс заявителя.

Однако закон преподносит также ряд позитивных изменений. В частности, законом установлен 6-ти месячный срок для обращения в суд с иском для субъектов властных полномочий. «Так, Закон уровнял физических лиц и субъектов властных полномочий в праве обращения в суд, так как ранее КАС Украины не ограничивал процессуальными сроками органы власти в праве обращения в административный суд», - отмечает Антонина Загура. К позитивным нововведениям можно отнести принятие нового раздела о восстановлении утраченного судебного производства по административным делам, ранее такой возможности у сторон административного судопроизводства не существовало.

Кроме того, 2012 год ознаменуется и подписанным 10 января Президентом законом «О предельном размере компенсации расходов на правовую помощь». Однако, по мнению Антонины Загуры, закон содержит ряд негативных последствий, так как ограничивает право стороны, выигравшей спор, в полной мере возместить свои затраты на правовую помощь. Так, закон не только устанавливает предельный размер  компенсации на правовую помощь, но и фактически устанавливает виды правовой помощи, затраты на которую можно возместить за счет проигравшей стороны.

Еще одно изменение - Закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины" (относительно совершенствования порядка осуществления судопроизводства). Соответствующий закон был принят Верховным Советом Украины 20 декабря 2011 года и на данный момент находится на подписании у Президента. В общем и целом, изменения, вносимые в процессуальные кодексы данным законопроектом, не являются революционными, лишь несущественно изменяя текущий порядок осуществления судопроизводства. Однако некоторые нововведения являются действительно важными. Так, законопроектом предполагается упразднение специальных сроков исковой давности для требований о признании недействительными сделок, заключенных под влиянием насилия или обмана (5 лет), и требований о применении последствий ничтожной сделки (10 лет). «Отказ законодателя от этих сроков исковой давности носит весьма прогрессивный характер, ведь указанные сроки являются чрезмерными», - отмечает юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Ольга Иванив. Кроме того, следует отметить заслугу законодателя в том, что предложенным законопроектом делается попытка ограничить прокурора в возможности необоснованного вмешательства в процесс осуществления правосудия. «Следовательно, как нельзя более положительно необходимо оценивать то, что указанный законопроект предлагает ограничить возможность восстановления срока апелляционного (кассационного) обжалования судебного решения по жалобе прокурора сроком длительностью в один год с момента вступления судебного решения в законную силу», - комментирует Ольга Иванив.

Регуляторная реформа

2012 год привнес ряд новопринятых нормативных актов и в сферу регулирования хозяйственной деятельности. Так, 1 января вступил в силу Закон "О подготовке и реализации инвестиционных проектов по принципу "единого окна". «Теперь реализация инвестиционных проектов станет легче и быстрее за счёт отсутствия необходимости инвестору своими силами оформлять все документы, вместо него это будут делать работники регистрационных центров», - отмечает партнер АФ «Столичный адвокат» Олег Вдовичен. Более того, в пользу предпринимателей государство даже решило расширить сеть разрешительных центров – соответствующий Закон вступил в силу 3 января 2012 года. Кроме этого, законодатель продумал и возможное нежелание чиновников способствовать реализации инвестпроектов и принял Закон об усилении ответственности должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления за непредоставление помощи инвесторам в реализации инвестиционных проектов, который вступил в силу 6 января 2012 года.

Еще одно изменение в регулировании хоздеятельности - закон "О Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности", которым впервые установлен исключительный перечень разрешительных документов, включающий 143 позиции. В соответствии с Законом запрещено требовать от субъектов хозяйствования получения каких-либо разрешительных документов, которых нет в этом Перечне. «Принятие данного закона является позитивным. Однако огромное количество разрешительных документов, упоминаемых в новом законе, показывает, что правовое поле для ведения бизнеса в Украине очень далеко от совершенства, так как именно чрезмерная зарегулированность хозяйственной деятельности в Украине является одним из главных факторов высокого уровня коррупции и сложности ведения бизнеса» - отмечает партнер МЮФ "Бейкер и Макензи" Игорь Олехов. «Кроме того, существует еще и  Закон о лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности, который предусматривает выдачу лицензий для 45 видов хозяйственной деятельности, а также упоминает о 12 видах лицензирования, которое регулируется специальными законами. К сожалению, законодатель не уточнил, почему получение лицензии не отнесено к разрешительным документам, список которых консолидирован в новом законе». 

Кроме этого, законом, подписанным Президентом 3 января, вносятся изменения относительно выдачи документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности органами местного самоуправления. Так, с момента вступления закона в силу органы местного самоуправления обязаны принять решение о выдаче документа разрешительного характера в течение месяца с момента подачи заявления. «При этом, как у нас часто случается, строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения, и ожидать того, что с момента принятия закона все органы местного самоуправления вдруг начнут все делать очень быстро, было бы наивно. Более того, поиск виновного затруднителен из-за коллегиальности органов местной власти», - отмечает партнер ЮФ"Ильяшев и Партнеры" Максим Копейчиков.